Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании. Дети средней группы (4–5 лет) при нормальном речевом развитии могут:
- осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
- подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений;
- рассказывать невероятные истории;
- активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Вместе с тем у многих мальчиков и девочек этого возраста связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений и сводится к простому перечислению действий или предметов, изобилует аграмматизмами. Дети затрудняются построить собственное высказывание на основе полученной визуально информации, воспроизвести текст, воспринятый на слух.